корекційної освіти
(педагогічні науки)
Лемех Е.А. - Педагогическая диагностика сформированности игры у воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями
Сведения об авторе: Лемех Елена, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (Минск), Республика Беларусь. Сфера научных интересов: инклюзивное образование; психолого-педагогическая поддержка детей с особенностями психофизического развития; обучение и воспитание детей с тяжелыми множественными нарушениями.
Сведения о наличии печатных статей в общегосударственных и международных базах данных: 1. Винникова (Лемех) Е.А.
Педагогическая диагностика отобразительной игры у детей с ТМНР /Е.А. Винникова, А.В. Гальская / Збiрник наукових праць КамянецьПодiльського нацiонального унiверситету iмені Iвана Огiэнка: В 2 ч. / ред. О.В. Гаврилова, В.I. Спiвака. Вип.21. Серiя: соцiально-педагогiчна. Камянець-Подiльський: Медобори-2006, 2012. Ч.1. С.35-43. 2. Лемех Е.А. Опыт Республики Беларусь: содержание образования детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями / Е.А. Лемех // Revista Psihologie. Pedagogie Speciala. Asistenta Sociala. 2014. №2 (35). С.23-33. 3. Лемех Е.А. Обучение предметной деятельности дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями / Е. А. Лемех / / Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика // Образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский (Приволжский) Федеральный университет / под ред. А.И. Ахметзяновой. Казань: Отечество, 2014. Вып.8. С.255-259.
В данной статье рассматриваются аспекты формирования игровых действий у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-разивающего обучения и реабилитации. Актуальность исследования обусловлена изменениями, которые происходят в дошкольном образовании, внедрением новых подходов, форм и средств помощи детям, считающимся ранее необучаемыми. Цель статьи состоит в описании результатов педагогической диагностики игровой деятельности у старших дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. В статье показана адаптация схемы обследования игры Л.Б. Баряевой и А. Зарин для нужд исследования, выявлены особенности сюжетно-отобразительной игры старших дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями до и после обучения. Представленные в статье материалы позволяют увидеть уровень динамики обучения воспитанников центров коррекционно-разивающего обучения и реабилитации сюжетноотобразительной игре. Это дает возможность педагогам скорректировать
индивидуальные программы обучения детей и перспективные планы работы по образовательной области «Игра», включить разнообразные игровые сюжеты для формирования разных жизненных компетенций в ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: жизненные компетенции, игра, педагогическая диагностика, старший дошкольный возраст, тяжелые множественные нарушения.